Чем лучше промыть двигатель перед заменой масла

Чем лучше промыть двигатель перед заменой масла

Автомобильному двигателю требуется регулярная замена масла. Периодичность процедуры зависит от характеристик силовой установки, разновидности залитой ранее смазки, а также пробега. Но в некоторых случаях появляется необходимость в предварительной очистке агрегата. 

В качестве инструмента для промывки выступают моющие масла, в состав которых включены специфические присадки. Они растворяют нагар, лак, нефтешлам и прочую грязь, оседающую на внутренней поверхности картера. Выясним, чем лучше промыть двигатель перед заменой масла.  

Способы промывки 

Есть 3 способа для очистки двигателя перед заливкой нового масла: промывочная смесь, «пятиминутка» и долговременная смазка. Также практикуется ручная обработка с применением специального оборудования, но это касается крупногабаритного коммерческого транспорта, поэтому такие варианты мы рассматривать не будем.  

Промывочная смесь 

Перед заменой масла двигатель промывают аналогом классической смеси. То есть здесь мы имеем минеральную, синтетическую или полусинтетическую основу с добавлением очищающих присадок, растворяющих накопившуюся грязь.  

Способ очистки двигателя схож с процедурой замены смазки. Старое масло сливают, а вместо него в таком же объёме заливают промывочную смесь. Затем запускают агрегат и дают ему поработать 5-10 минут на холостом ходу. После чего сливают отработку и закачивают уже штатную смазку.  

Промывочная смесь

«Пятиминутка» 

Для быстрой промывки двигателя перед заменой масла используют «пятиминутку». Присадка содержит сольвенты, растворители и другие активные вещества. Состав позволяет практически моментально очистить силовую установку от скопившейся грязи.  

«Пятиминутка» фасуется по небольшим банкам или бутылкам. Присадку добавляют в старое смазку, после чего запускают двигатель на 5-7 минут. Затем отработка удаляется и заливается штатное решение. Ввиду наличия агрессивных компонентов «пятиминутка» противопоказана ряду двигателей, о чём должно быть упомянуто в руководстве по эксплуатации к автомобилю.

Долговременная смесь 

Здесь мы имеем щадящую смесь, где процедура очистки схожа с первым вариантом, но ограничена не 10 минутами, а пробегом. То есть после заливки промывочного состава необходимо выкатать порядка 60-100 км, и только потом менять его на постоянную смазку.  

Такой метод промывки двигателя перед заменой масла практикуют на привередливых в обслуживании и каких-то экзотических установках. Агрегатам обычных легковых автомобилей бюджетного и среднебюджетного сегмента более чем достаточно первого и второго варианта.  

Чем лучше промыть двигатель перед заменой масла

Виды загрязнений 

Наличие загрязнений и их качественная составляющая зависит от типа двигателя, используемой смазки, пробега и щепетильности хозяина по части ухода за автомобилем. Чаще всего на стенках агрегата и отдельных его элементах встречаются нагар, лак и нефтешлам.  

Нагар образуется в камерах сгорания, поршнях и клапанах. Высокотемпературные отложения отрицательно сказываются на работе силового агрегата: падает уровень КПД, увеличивается расход топлива, быстрее изнашиваются компоненты.  

Лаки – это среднетемпературные загрязнения. Чаще появляются на «юбках», шатунах и поршневых пальцах. Отложения такого плана заметно ухудшают отвод тепла, что негативно сказывается на защитной масляной плёнке. Нефтешлам – это низкотемпературные отложения: смолы, смеси отработки с бензином, тосолом и т.п. Они снижают отдачу масла, провоцируя повышенное трение компонентов. 

Необходимость промывки 

Процедуру можно проводить регулярно, хуже двигателю от этого не будет. С точки зрения практичности подобная очистка должна выполняться один раз с каждой третьей заменой отработки. Но в ряде случаев промывка двигателя перед заменой масла обязательна.  

Условия для выполнения процедуры: 

  1. Смена типа масла. Переход с синтетической смазки на минеральную, полусинтетическую или наоборот всегда должен сопровождаться полной промывкой двигателя. То же самое касается смены вязкости материала – SAE. Каждый продукт отличается каким-то своим уникальным набором компонентов, смешивать которые нельзя.  
  2. Покупка машины на вторичном рынке. Даже если бывший хозяин убеждает нового, что в двигателе качественная смазка лучше не рисковать и провести процедуру промывки.  
  3. Углеродистые отложения. Если при очередной замене на крышке клапана прослеживаются тёмные образования, то двигатель следует тщательно промыть.  
  4. Попадание в картер посторонних жидкостей. Случается, что в масло просачивается тосол. При смешивании получается подобие мыла, забивающего трубопроводы. Избавиться от него можно только посредством промывочных смесей.  
  5. Топливо сомнительного качества. В процессе сгорания горючая смесь вырабатывается не полностью, перемешиваясь со смазкой.  
  6. Эксплуатация автомобиля в экстремальных режимах. Резкие старты и торможения сказываются на качественной составляющей как двигателя, так и масла.  
  7. Снижение компрессии двигателя. Перед заменой смазки нелишним будет проверить давление в цилиндрах.  

Компоненты промывочных жидкостей 

Масла для очистки двигателей помимо основы (минеральной, синтетической, полусинтетической) содержат присадки. Именно они выступают в роли моющего инструмента. В зависимости от производителя и типа очищающей жидкости набор компонентов может меняться.  

Виды присадок в промывочных маслах: 

  • загустители; 
  • высококипящие спирты; 
  • цинково-фосфорные элементы; 
  • щёлочи.  

Объём присадок – это показатель агрессивности масел для промывки. Если концентрация элементов превышает порог в 5-7%, то получается «пятиминутка». Щадящие составы содержат не более 3% активных веществ. Промывка двигателя перед заменой масла такими решениями не принесёт никакого вреда силовой установке. 

Чем лучше промыть двигатель перед заменой масла

Марки очищающих жидкостей 

Данный сегмент не испытывает товарного дефицита, предлагая огромный выбор как классических промывок, так и «пятиминуток». Конечный выбор той или иной жидкости зависит в первую очередь от рекомендаций производителя техники, а уж потом предпочтений хозяина.  

«Лукойл» 

Промывочные масла этой марки можно назвать самыми распространёнными. Жидкости в большинстве своём идут на минеральной основе. В составе присутствуют фирменные цинково-фосфорные элементы ZDDP. Они сглаживают микроповреждения на стенках и отдельных компонентах двигателя. Некоторые решения содержат муравьиную кислоту и/или спирт.  

Лукойл промывочное масло

Жидкости «Лукойл» предназначены для быстрой (7-10 минут) промывки двигателя перед заменой масла. Судя по отзывам рядовых потребителей и работников СТО каких-то критичных минусов у продукции этой марки нет. Единственное на что сетовали автолюбители – это высокая стоимость масел. Промывочные смеси разливаются в тары по 4 и 18 л.  

«Роснефть» 

Популярный представитель этой марки – промывочное масло Rosneft Express. Это щадящее решение, предназначенное как для быстрой (10-15 минут), так и длительной (40-60 км) очистки двигателя. Полусинтетическая основа содержит цинково-фосфорные элементы, высококипящие спирты и загустители, способные увести тяжёлые примеси. 

Роснефть промывочное масло

Проведённые в лабораторных условиях исследования показали, что после промывки двигателя перед заменой масла этим решением было удалено около 95% загрязнений. При разборке агрегата газораспределительные блоки и кривошипно-шатунные элементы полностью очищались от смол, лака и прочей грязи. Продукт идёт в таре по 4, 20 и 216 литров.  

«Газпромнефть» 

Наиболее востребованное решение бренда – Gazpromneft Promo. Это щадящее масло для быстрой промывки двигателя. В состав входит латунный порошок, спирты и карбонатная сода. Продукт исследовался в независимых лабораториях, где показал отдачу в 85-90%.  

промывочное масло Газпромнефть

Масло разливается в тары по 3.5, 20 и 205 литров. Отзывы о Gazpromneft Promo оставляют в основном в положительном ключе. Тем более демократичная стоимость продукта нивелирует имеющиеся недостатки.  

МПА-2 

Решение для промывки мотора перед заменой масла производится компанией «Ярнефть». Минеральная основа прекрасно подходит для отечественной и другой непривередливой техники. Смазка содержит необходимый минимум присадок для очистки силовых установок.  

Как показала практика, МПА-2 вымывает грязь на 85-90%. Ценник при этом никак нельзя назвать кусачим. Разливается продукт в тару по 4 и 200 литров. Судя по отзывам потребителей, для импортных двигателей лучше подобрать другое, более продуктивное решение.  

ZIC Flush 

Известный в данном сегменте производитель предлагает качественные, а вместе с тем дорогие промывочные масла для самой разной техники, начиная от легковых автомобилей и заканчивая крупногабаритным коммерческим транспортом.  

ZIC Flush – оптимальный вариант для дизельных решений. КПД промывочной жидкости колеблется в районе 95%. Разливается масло в тару по 4 л в розницу и 1000 л для оптовиков. 

Моторные масла