Что такое частичная замена масла в АКПП и как её осуществить

частичная замена масла в АКПП

Если взять руководство по эксплуатации к любой современной «Мазде» или «Фольксвагену», то в нём прямым текстом сказано, что масло в АКПП рассчитано на весь срок службы агрегата. Некоторые производители, вроде Toyota делают сноски, где уточняют, что замена смазки возможна, если автомобиль эксплуатировался в тяжёлых условиях. К таковым относят, к примеру, регулярное пребывание в пробках. 

Профильные СТО по ремонту коробок передач солидарны с японским автоконцерном, рекомендуя производить хотя бы частичную замену масла в АКПП. К тому же свежая смазка всегда обладает лучшими очищающими качествами, чем отработка.  

Варианты частичной замены

Варианты частичной замены 

Решение о методе замены смазки необходимо принимать после оценки отработки. Когда помимо чёрного цвета, от масла чувствуется явный запах гари, то целесообразнее провести полное обслуживание АКПП, не ограничиваясь частичными процедурами.  

Самый безопасный, а вместе с тем малозатратный – это щадящий способ замены смазки. В этом случае поддон не демонтируется и фильтр не обновляется. Объём большинства автоматических коробок колеблется в районе 6-8 литров. При щадящей замене из АКПП сливается меньшая часть отработки – около 2 л.  

Далее в коробку доливают новую смазку, после чего автомобиль должен проехать порядка 1000 км. Затем процедуру вновь повторяют. Щадящая частичная замена масла в АКПП актуальна при покупке техники на вторичном рынке с пробегом более 100 000 км. То есть когда неизвестно, какую смазку использовал бывший владелец и обслуживал ли агрегат вообще.  

Стандартная частичная замена отработки – наиболее распространённый метод обновления технической жидкости. Его используют, когда нет серьёзных подозрений на проблемы с коробкой передач. Классическая частичная замена масла АКПП подразумевает слив всей отработки с картера. Если конструкция с поддоном, то он снимается, а вместе с тем меняется и фильтр.  

Процедура частичной смены масла 

Перед началом процедуры автомобиль должен быть хорошо прогрет, но не на холостом ходу, а именно в движении. То есть коробке передач необходимо предварительно поработать. Если машина отстоится, то масло загустеет, что затруднит смешивание с новым материалом.  

Слив отработки 

Работать будет заметно легче, если машину загнать на подъёмник или хотя бы на смотровую яму. Вариант с поддомкрачиванием подойдёт далеко не для всех автомобилей, учитывая специфику современных конструкций.  

Подставляем тару (8-10 литров), при необходимости демонтируем защиту, после чего откручиваем сливную пробку. В зависимости от выбранного метода сливаем либо весь материал, либо 2-3 л. Затем устанавливаем заглушку на место. Стоит проверить прокладку на пробке и если та пришла в негодность, то заменить.  

Очистка поддона 

Следующим шагом частичной замены масла в АКПП идёт очистка поддона. Откручиваем болты на поддоне и аккуратно снимаем его для чистки. Возможно, что он удерживается на герметике. В продаже есть специальные средства для нейтрализации нефтешлама, заметно облегчающие процедуру очистки.  

В случае повреждения поддона целесообразнее его заменить. Если во время процедуры были обнаружены обломки колец или другой металлический мусор, то коробку придётся вскрывать и ремонтировать.  

Замена маслофильтра 

Чаще всего подобные компоненты оснащаются магнитами, притягивающими металлический мусор. Если на новом фильтре нет оных, то очищаем старые и устанавливаем в штатные места. После монтажа можно ставить поддон на место, не забыв предварительно обработать периметр герметиком, и затянуть болты с оглядкой на рекомендуемый момент.  

Залив новой смазки 

Заливное отверстие может находится прямо под капотом, либо на самой коробке, что зависит от марки автомобиля. В любом случае понадобится воронка. Если отверстие на КПП, то пригодится специализированная капельница с удлинённым горлышком.  

Доливаем новую смазку в потерянном ранее объёме и учётом вместительности фильтра (+ 300-500 мл). Проверяем уровень посредством щупа. После частичной замены масла в АКПП машину необходимо прогреть. Запускаем двигатель и переключаем режимы селектора около 5 минут. Затем глушим авто и проверяем уровень смазки.  

Преимущества частичной замены смазки: 

  • процедуру можно провести самостоятельно; 
  • минимальные траты на новое масло; 
  • не нарушается целостность агрегата; 
  • экономия времени. 

Недостатки: 

  • в картере и на отдельных компонентах АКПП остаются тяжёлые частицы с отработки; 
  • залитое на заводе масло может отличаться набором присадок от купленного.  

Полная смена масла

В отличие от частичной замены масла в АКПП полное обслуживание подразумевает использование специального оборудования. Длительность процедуры зависит от мощности установки. Оборудование подключают к гидромагистралям коробки, где под давлением вытесняется отработка, а вместо неё заливается новое масло.  

Полная смена масла

Процесс легко отслеживается визуально посредством прозрачных трубопроводов. Учитывая специфику процедуры новой смазки требуется на 10-20% больше, чем указано в паспорте транспортного средства. Если коробка вмещает в себя, к примеру, 8 литров, то нужно иметь в запасе 9-10 л масла.  

От частичной замены масла в АКПП отказываются в пользу полного обслуживания в тех случаях, когда в отработке обнаружены признаки нагара и металлические осколки. Полноценное обслуживание также требуется после ремонта коробки передач. Таким образом проверяют пропускную способность трубопроводов.  

Один из явных недостатков полной замены смазки – стресс для АКПП. В процессе проведения процедуры магистрали могут забиться тяжёлыми частицами с отработки. В сложных случаях коробку придётся разбирать и очищать вручную.  

Преимущества полной замены масла: 

  • отработанный материал полностью сменяется на новый, что увеличивает КПД коробки; 
  • старые и новые присадки не смешиваются (можно менять класс SAE и API); 
  • полный контроль процесса посредством прозрачных трубок; 
  • процедура выполняется единожды (необходимости в дополнительной пробежке авто нет); 
  • заметно увеличивается интервал между следующим обслуживанием.  

Недостатки: 

  • высокая стоимость услуги; 
  • серьёзный стресс для АКПП.  
Полная смена масла

Заключение 

При щадящей эксплуатации автомобиля частично менять масло в АКПП классическим методом можно через 80-100 тысяч км пробега с демонтажем поддона и фильтра. Когда техника испытывает серьёзные нагрузки, планка снижается до 60 тыс. км. Обновлять смазку щадящим методом желательно каждые 40 тыс. км. Поддон и фильтр при этом трогать не обязательно. 

Моторные масла