Нужна ли промывка мотора перед заменой масла в системе

Нужна ли промывка мотора перед заменой масла в системе

В гаражах и на автофорумах до сих пор не утихают споры о необходимости очистки двигателя перед заменой смазки. Одни автолюбители твёрдо убеждены, что без этой процедуры не обойтись, тогда как другие считают, что пользы от неё никакой и всё это пережитки прошлого.  

При этом правы оказываются обе стороны, потому как многое в этом деле зависит от сценария эксплуатации силовой установки. Выясним, нужна ли промывка мотора перед заменой масла в системе, взвесив все за и против. Также рассмотрим особенности проведения процедуры перед тем как купить моторное масло.  

Когда необходима промывка двигателя 

В первую очередь – это покупка автомобиля на вторичном рынке. Прошлый хозяин может убеждать нового, что в двигатель залито хорошее масло и на нём машина прошла, к примеру, 1000 км. Проверить его слова хотя бы отчасти можно лишь заглянув внутрь силовой установки.  

Но даже если снять головку блока цилиндров, то определить визуально марку и тип состава невозможно. Цвет и прозрачность смазки укажут лишь на примерный пробег. Поэтому промывка двигателя перед заменой масла в системе в этом случае обязательна. Иначе есть риск накатать лишний километраж на отработке, что крайне негативно скажется на характеристиках агрегата.  

Если появилась необходимость перейти с одного типа масла на другое, то потребуется процедура полной очистки мотора от старой смазки. Это касается как смены минеральных решений на синтетические и наоборот, так и класса вязкости (SAE). Каждый тип жидкости имеет свой уникальный набор присадок и смешивать их нельзя.  

Когда необходима промывка двигателя

Когда хозяин вынужден или по незнанию заправляет свой автомобиль топливом посредственного качества, то на внутренних стенках и компонентах силовой установки образуются отложения. Это может быть нагар, лак и другой нефтешлам. Есть специальные промывочные составы способные очистить двигатель от этого мусора. Но если сразу залить новое масло без промывки, то проблема только усугубится.  

То же самое касается попадания в агрегат посторонних элементов, вроде охлаждающей или тормозной жидкости, грязи с щупа/крышки и т.п. Без предварительной промывки двигателя перед заменой масла здесь не обойтись.  

Когда очистка не требуется 

Если автомобиль был куплен в салоне без пробега и имеет единственного владельца, то процедуру очистки можно и не проводить. Когда масло менялось вовремя, не доливалось в дороге, а специалисты любимого СТО внушают доверие, промывка также не обязательна. Сюда же можно отнести спокойную езду без перегрузки: силовая установка не перегревалась и не эксплуатировалась в сложных климатических условиях.  

Также следует учитывать рекомендации производителя техники. Некоторые специфические двигатели требуют фирменных масел с таким же специфическим набором присадок. После промывки часть отработки (около 5-10%) остаётся. При смешивании последней с фирменным маслом качественная составляющая присадок может ухудшиться.  

Промывка двигателя

Промывка двигателя 

Сценарий процедуры зависит от выбранного метода очистки силовой установки. Это может быть классический вариант – промывочное масло, быстрый – «пятиминутка» и долговременный, ограниченный определённым пробегом.  

Промывочное масло 

Это самый популярный, а вместе с тем эффективный метод очистки двигателя перед заменой масла в системе. Автомобиль должен быть обязательно прогретым. Перед процедурой необходимо запустить агрегат и подержать его на холостых оборотах минут 20.  

Процесс промывки: 

  1. Сливаем отработку.  
  2. Заливаем аналогичный объём промывочного масла.  
  3. Запускаем двигатель на 10-15 минут (на холостых оборотах).  
  4. Сливаем промывочный материал. 
  5. Меняем фильтра (масляные, воздушные). 
  6. Заливаем штатную смазку.  

Когда в двигателе находится промывочная жидкость стрелка тахометра не должна подниматься выше 3000 оборотов. Подобные решения не обладают теми защитными характеристиками, которые есть у штатных смазок.  

«Пятиминутка» 

Это самый быстрый, но не менее эффективный метод промывки мотора перед заменой масла в системе. В этом случае слив отработки происходит лишь единожды.  

Процесс промывки: 

  1. Прогреваем двигатель 15-20 минут. 
  2. Заливаем «пятиминутку» в отработку. 
  3. Даём поработать мотору на холостых оборотах 5-7 минут. 
  4. Сливаем отработку. 
  5. Меняем фильтра. 
  6. Заливаем штатное масло. 

«Пятиминутка» отличается более агрессивным набором присадок, поэтому для некоторых привередливых двигателей этот вариант не подойдёт. Рекомендуемые промывочные составы должны быть указаны в инструкции по эксплуатации к технике.  

Долговременная промывка 

В некоторых случаях требуется длительная промывка силовой установки. Это может быть один из этапов капитального ремонта агрегата, сильное загрязнение, рекомендации производителя и т.п. Процедура промывки двигателя перед заменой масла в системе аналогична классическому методу. С той лишь разницей, что вместо работы агрегата на холостом ходу (пункт 3), требуется пройти определённый километраж. Чаще всего он ограничен 40-70 км пробега.  

Капитально очистить установку также можно разобрав её. Но подобный метод практикуют на крупногабаритном коммерческом транспорте или каких-то экзотических двигателях. Легковым автомобилям с головой хватает вышеупомянутых вариантов.  

Долговременная промывка

Заключение 

При промывке двигателя перед заменой масла в системе необходимо следить за давлением. Особую осторожность следует соблюдать с дизельными и наддувными силовыми установками. У подобных решений удельная нагрузка заметно выше, а масляное голодание может привести к серьёзным последствиям.  

На некоторых автофорумах так называемые энтузиасты предлагают промывать агрегат чистой или разбавленной (с маслом) соляркой. Производители техники настоятельно рекомендуют избегать таких советов, придерживаясь указанных в инструкции к автомобилю норм и правил.  

Солярка – это дизельное топливо причём достаточно агрессивное. Такие солярочные бани могут свести на нет эффективность сальников и других резиновых компонентов попросту растворив их. Подобная экономия может обернуться большими проблемами, в том числе и финансовыми затратами. 

Моторные масла