Вакуумная замена масла в двигателе

Вакуумная замена масла в двигателе

Замена масла – это обязательная процедура для всех типов двигателей. Использование силового агрегата с отработанной смазкой чревато его поломкой и как следствие дорогостоящим ремонтом. Периодичность процедуры зависит от характеристик двигателя и условий, при которых он эксплуатировался. Многие производители рекомендуют менять масло каждый 15 000 км пробега.

Классический вариант замены отработанной смазки сопряжён с рядом проблем. Дело в том, что конструкционные особенности большинства современных автомобилей не позволяют добраться до поддона без демонтажа панелей и других элементов под капотом.

Производители таким образом обеспечивают двигателю защиту, но вместе с тем заметно усложняют доступ к сливному отверстию. В итоге приходится платить не только за смену масла, но и демонтаж компонентов. А последний иной раз обходится гораздо дороже основной процедуры.

Решение было найдено достаточно давно – в 1979 году. В автодорожном институте Ташкента группа исследователей-практиков разработала технологию по экспресс-замене отработанной смазки в двигателях. Немногим позже её доработали и начали широко применять в сегменте сельскохозяйственной техники. С оглядкой на специфику процедуры её также называют вакуумной заменой масла в двигателе.

Особенности технологии

Серьёзная проблема классической процедуры замены масла – это слив отработки непосредственно из поддона. Здесь без подъёмника или хотя бы смотровой ямы никак не обойтись. К тому же некоторые производители оснащают картер специфическими заглушками, снять которые можно только посредством такого же специфического инструмента.

Стандартная процедура замены масла:

  1. Установить машину на подъёмник или смотровую яму.
  2. Открутить крышку заливной горловины, уровняв тем самым давление внутри двигателя с атмосферным.
  3. Демонтировать панели картера.
  4. Подготовить тару для слива отработанного материала.
  5. Открутить сливную заглушку.
  6. Дождаться полного слива отработки.
  7. Установить заглушку и защитные панели на место.
  8. Залить новое масло, при необходимости поменять фильтры.
Стандартная процедура замены масла:

Технология вакуумной замены масла в двигателе, предложенная сотрудниками ташкентского автоинститута, предполагает отсос отработанного материала через отверстие для щупа. То есть подъёмник или смотровая яма здесь без надобности.

Схожая технология была разработана во Франции. Ключевая разница кроется в использовании дополнительного насоса, который ставится в цепь перед приёмной тарой. В этом случае скорость отсоса отработки увеличивается в 4-6 раз, что зависит от мощности оборудования. У французов дополнительный насос в цепи отсутствует.

Компоненты системы по экспресс-замене масла в двигателе:

  1. Трубопровод диаметром от 4 до 6 мм.
  2. Шестерённый насос.
  3. Тара для отработки.
  4. Вакуумное оборудование.

Шестерённый насос подключается, как только он наполнится отработанным материалом. В упрощённых установках в качестве вакуумного оборудования может выступать ручная поршневая помпа. Более дорогие промышленные решения оснащаются пластинчатыми устройствами с эксцентриком.

Процедура вакуумной замены масла в двигателе:

  1. Снимается крышка с заливного отверстия.
  2. Извлекается щуп для проверки уровня масла.
  3. Трубопровод погружается в отверстие для щупа до упора.
  4. Запускается система экспресс-замены масла.
  5. В начале и в конце процедуры активируется вакуумный насос.
Процедура вакуумной замены масла в двигателе:

Отработанный материал высасывается в ранее подготовленную ёмкость примерно за 5-7 минут, что зависит от характеристик оборудования. По завершению процедуры в двигатель заливают новое масло и меняют фильтры при необходимости.

В сложных случаях, когда машина прошла более 20 000 км без обслуживания, производители техники рекомендуют специальные промывочные решения. Это то же самое моторное масло, только со специфическим набором компонентов. Использовать его в качестве основного нельзя, – исключительно для очистки двигателя от отработки.

Промывка ничем не отличается от обычной экспресс-замены масла.
Процедуру целесообразнее проводить на прогретом двигателе. Система работает заметно медленнее с остывшим материалом. К примеру, после часового простоя автомобиля при температуре +10°С время замены масла увеличивается до 10-12 минут.

Преимущества технологии

Плюсов у вакуумной замены масла в двигателе гораздо больше, чем минусов, равно как и преимуществ перед классической процедурой. К тому же стоимость простого бытового оборудования не превышает отметки в 10 000 рублей, что по карману многим автолюбителям.

Преимущества экспресс-замены масла:

  1. Нет необходимости загонять автомобиль на смотровую яму или подъёмник.
  2. Минимум грязи. Оператор по окончании процедуры протирает трубопровод и только.
  3. Экономия времени. Вместе с промывкой двигателя на замену уходит не больше 15 минут.
  4. Доступная для рядовых потребителей технология. Процедуру может провести практически любой и где угодно.
  5. Качество замены ничуть не уступает классическому формату.

Некоторые автолюбители скептически относятся к вакуумной замене масла в двигателе утверждая, что картер при таком методе очищается от отработанного материала не полностью. То есть на дне остаются сгустки и тяжёлые частицы. Опытным путём доказано, что это не так.

При классической замене масла часть отработки остаётся внутри картера. Дело в том, что ряд производителей делает небольшой прилив на 1-2 мм для фиксации пробки. Ниже этого уровня всегда задерживаются тяжёлые частицы.

У трубопровода на конце есть специальный вырез меньше миллиметра, а вакуумный насос на стадии очистки захватывает всё отработку, практически досконально вычищая дно картера. В этом случае работает эффект диффузора, создаваемый на конце всасывающего зонда.

К тому же были проведены неоднократные исследования, как серьёзными лабораториями, так и любителями энтузиастами. Подопытными выступали автомобили одной марки с идентичными силовыми установками. Проводилась классическая и вакуумная замена масла в двигателе, после чего изучались поддоны. Экспресс-метод оказывался более эффективным.

Недостатки

Серьёзных минусов у данной технологии нет. Здесь мы имеем скорее косвенные недостатки, которые никоим образом не сказываются на качественной составляющей процедуры. Основной минус – это проблемы с масляным фильтром. Его также нужно менять вместе с маслом.

У некоторых автомобилей он расположен таким образом, что достать его можно только снизу. То есть машину всё равно придётся загонять на смотровую яму или подъёмник. В этом случае покупка бытового оборудования для экспресс-замены масла лишена смысла.

Ещё один минус – это сопутствующий осмотр, а вернее его отсутствие. Классическая процедура предполагает подъёмник или яму, где мастер помимо откручивания пробки и масляного фильтра может оценить состояние ходовой части. Замена масла в двигателе вакуумным способом, увы, лишает возможности осмотреть основные узлы автомобиля.

Недостатки вакумной замены масла

Можно ли постоянно использовать экспресс-метод замены масла?

Здесь многое зависит от масляного фильтра. Как уже говорилось выше для замены последнего некоторые автомобили приходится загонять на подъёмник. В этом случае для удаления отработки практичнее отдать предпочтение классическому методу.

Регулярная экспресс-замена масла авто никак не сказывается на работе двигателя. Задача как классического, так и вакуумного способа только одна – удалить отработку и залить новую смазку. Оба метода с этим справляются, поэтому выбор лежит на плечах хозяина автомобиля.

Оборудования для экспресс-замены масла своими руками

Если переплачивать за промышленные решения желания нет, то оборудование можно сделать своими руками. Каких-то уникальных познаний или специфического инструмента не потребуется, а расходные материалы обойдутся примерно в 1000 рублей.

Необходимые компоненты:

  • лист фанеры;
  • пластиковые трубки;
  • насос стеклоочистителя;
  • выключатель;
  • сантехнические зажимы;
  • шприц;
  • тара для слива отработки.

В качестве трубопровода можно использовать обычные медицинские системы. Шприц лучше взять объёмом побольше – 20 или 50 кубов. Насос стеклоочистителя и выключатель можно купить практически в любом автомагазине. Вполне подойдут простые, а вместе с тем недорогие решения для отечественных автомобилей.

Оборудования для экспресс-замены масла своими руками

Далее проводим сборку компонентов по прилагаемой иллюстрации. При этом трубопровод должен быть достаточной длины, чтобы доставать до самого дна картера. По завершению сборки систему экспресс-замены моторного масла можно приспособить в моторный отсек, как показано на картинке.

Далее вынимаем щуп и опускаем трубопровод в отверстие таким образом, чтобы он упирался в дно поддона. Другой конец прикрепляем к ёмкости для слива отработанного материала и включаем насос. Добиться разряжения в системе можно вытягивая поршень шприца, а также зажимая и отпуская трубку. Для более качественного сбора выработки на конце трубопровода следует сделать небольшой вырез.

Собственный бизнес по экспресс-замене масла

При наличии свободных финансовых средств и времени можно организовать собственный бизнес по замене масла вакуумным способом. При выборе оборудования следует ориентироваться на его производительность. Бытовые варианты для работы на поток не подойдут. То есть решения дешевле 10 000 рублей рассматривать не стоит.

Собственный бизнес по экспресс-замене масла

Цены на хорошие коммерческие варианты начинаются с отметки в 20 000 рублей. Подобное оборудование не только предлагает хорошую производительность, но и эргономику. К примеру, регулируемую воронку, систему самоочистки, широкий выбор щупов для работы с самыми разными типами двигателей и т.п.

Что касается помещения, то оптимальным вариантом для начала бизнеса станет гараж, собственный или взятый в аренду. Учитывая, что все клиенты передвигаются на автомобилях, а не ходят пешком, то от точки в центре лучше отказаться ввиду серьёзных затрат на аренду. В поисках более выгодного предложения автолюбители легко могут проехать лишние 5-10 км.

Собственный бизнес по экспресс-замене масла

Нелишним будет иметь в распоряжении минимум популярных масел и расходных материалов. Многие торговые организации готовы предоставить продукцию под реализацию. Также не стоит забывать, что любая предпринимательская деятельность должна быть узаконена соответствующим образом. Поэтому посещение налоговой и других сопутствующих госорганов обязательно.

Рекламировать свой бизнес можно как в местных СМИ, так и на сайтах-агрегаторах объявлений. Тот же «Авито» посещают миллионы пользователей за день в поисках выгодных предложений. А у начинающих бизнесменов ценовая политика должна быть более чем демократичной.

Моторные масла